четверг, 7 февраля 2013 г.

аутичный ребенок. проблемы в быту. методические

0.88 Mb.Название страница1/4Дата09.04.2012Размер0.88 Mb.Тип Содержание ... Смотрите также:   1       ОБЩЕСТВО ПОМОЩИ АУТИЧНЫМ ДЕТЯМ "ДОБРО"АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК - ПРОБЛЕМЫ В БЫТУ(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫМ НАВЫКАМ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ)МОСКВА 1998 Мамулька, научи меня шить. Я хочу уметь делать все", так однажды сказал десятилетний аутичный мальчик. Дай Бог, чтобы такое желание могло появиться если не у всех, то хотя бы у многих аутичных детей. ПРЕДИСЛОВИЕ Синдром раннего детского аутизма (РДА) и его коррекции изучаются в России более 50 лет. За это время появилось много интересных теоретических и экспериментально-методических работ, но они в основном посвящены клиническим и психологическим аспектам, тогда как педагогические и в первую очередь методические проблемы разработаны крайне недостаточно, по этому поводу зарубежной литературы мало, а отечественной практически нет. Особенно плохо дело обстоит с методиками формирования социально-бытовых навыков у детей с аутизмом. Родителей почему-то меньше беспокоит, что их ребенок не умеет одеваться, умываться или самостоятельно есть, чем то, что он отстает в речевом и интеллектуальном развитии. Тем не менее, не вызывает никаких сомнений, что именно социально-бытовые навыки являются первым шагом в их адаптации к реальной жизни. Потребность в методических разработках по обучению и воспитанию аутичных детей и подростков очень велика. Это определяется многими причинами. Это не только высокая частота РДА (15-20 случаев на 10 тысяч новорожденных, а по последним данным шведских авторов (C.Gillberg) - не менее 1% от общего числа населения), но прежде всего то, что при этой аномалии развития большинство навыков, необходимых в повседневной жизни, как правило трудно усваиваются. Кроме того, работа с аутичными детьми имеет в сравнении с другими областями специальной педагогики ряд особенностей, обусловленных спецификой РДА, в чем можно легко убедиться, ознакомившись с книгой. Одна из таких особенностей - и очень важная -обязательное, максимально активное подключение к коррекционной работе родителей и других членов семьи, в которой растет аутичный ребенок, и именно родителям аутичных детей и подростков в первую очередь адресованы настоящие методические рекомендации. К сожалению, перевод зарубежных источников не может восполнить имеющийся острый дефицит методической литературы, так как у западных и отечественных специалистов есть некоторые несовпадения во взглядах на природу аутизма, на цели и задачи коррекционной работы, на подходы к обучению и воспитанию аутичных детей и подростков. Различия в социо-культурных традициях вряд ли делают оправданным прямой перенос западных методик в практику коррекции аутизма в России, но, вместе с тем, внимательное изучение и разумное использование зарубежного опыта не может не принести положительных результатов. Есть, однако, и другие причины значительных различий в подходах к формированию социально-бытовых навыков у аутичных детей и подростков. Это связано прежде всего с очень широким спектром клинических проявлений РДА в плане глубины собственно аутистических расстройств; в отношении уровней развития интеллекта и речи, в особенностях динамики психического развития при аутизме. В определенной степени это нашло отражение и в настоящих методических рекомендациях. Подходы и методы коррекции, развиваемые московской школой (О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг и др.), направлены прежде всего на коррекцию эмоциональной сферы, на основе чего через развитие аффективного отношения аутичного ребенка к окружающему миру - формируются различные навыки, знания, умения, на основе чего стремятся достичь возможно более полного уровня социальной адаптации. Как показывает опыт, в случае относительно негрубых, легких нарушений (III-IV типы аутистического дизонтогенеза по О.С.Никольской) такой подход (а именно он лежит в основе глав, написанных М.Ю.Ведениной и И.А.Костиным) очень часто, как показывает практика, приводит к хорошим, а то и просто замечательным результатам. Некоторое продвижение в развитии в целом и в освоении социально-бытовых навыков в частности такая методика иногда может дать и при более тяжелых формах аутизма (I-II тип аутистического дизонтогенеза по О.С.Никольской). Однако, в этих случаях задача организации поведения не ставится на первый план перед началом обучения тем или иным навыкам, и в результате динамика развития психики в целом оказывается замедленной, готовность к овладению социально-бытовыми навыками если и достигается, то с большим временным опозданием: соответствующий (критический) возрастной этап оказывается уже пройденным. Как писала Г.Е.С

Общество помощи аутичным детям "добро" аутичный ребенок проблемы в быту

Общество помощи аутичным детям "добро" аутичный ребенок проблемы в быту

Комментариев нет:

Отправить комментарий