воскресенье, 10 февраля 2013 г.

документально-методический комплекс по обществознанию

Сегодня концепция может предопределить разработку каждого компонента УМК: как составной части единого комплекса. Именно эта функция обеспечивает комплексный характер всему УМК на уровне его разработки и использования.

Концепция предмета или курса задает целевые установки, описывает содержательное наполнение и структурное распределение учебного материала, определяет учебные достижения и характер взаимодействия элементов УМК. Первые концепции предметного школьного образования появились уже в 1990-е гг., в период перестройки школьного образования и разработки первых вариантов стандартов; они отражали в большей степени различия во взглядах на школьное образование педагогических школ, творческих лабораторий, авторских коллективов.

Элементы нормативного компонента имеют различную степень значимости в зависимости от их расположения: в ядре или в вариативных оболочках УМК. К основным элементам относятся концепции учебных предметов и курсов, примерные и рабочие программы. Вспомогательные ресурсы включают методические указания и рекомендации по реализации рабочих программ. К дополнительным ресурсам относятся программы углубленного обучения, элективных курсов, информационные письма, обеспечивающие вариативность УМК на региональном и локальном уровнях (схема 2).

Первый компонент УМК нормативный определяет цели и содержание образования с учетом запросов общества, государства и личности, а также уровня кадрового и материально-технического обеспечения общеобразовательных учреждений.

Рассмотрим структуру и содержание современных УМК более подробно.

Таким образом, современные УМК это многокомпонентные образовательные конструкции, которые представляют школьникам возможность изучать разные учебные предметы в едином информационном поле, осваивать информационно-коммуникативные умения. Они также меняют роль и функции учителя: от носителя и транслятора информации к организатору ИОС и учебной деятельности, и учащихся: от пассивного слушателя к активному исследователю.

На основе этих связей возможно создание качественно новых продуктов. Учителя и методисты могут, например, соединять разные виды средств и источников, входящие в УМК, для разработки проблемно-тематических кейсов, документально-методических комплексов, рабочих листов и т.п., а школьники становиться авторами персональных портфолио, информационных, творческих и исследовательских проектов.

Учебно-методический комплекс представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Традиционное линейное взаимодействие между отдельными элементами внутри ядра или внутри каждой оболочки (например, учебник рабочая тетрадь; учебник книга для учителя и т.п.) в современном УМК дополняется радиальными связями с элементами вспомогательных и дополнительных ресурсов (например, рабочая программа учебник развивающие дидактические игры интернет-ресурсы).

Отличительной особенностью данной модели является ее информационная избыточность, открытость и мобильность в условиях динамично развивающегося мира, ориентированность на вызовы информационного общества, особенности региональных систем образования и индивидуальные потребности личности школьников. Эти принципы реализуются с помощью вариативных оболочек УМК, способных быстро реагировать на изменения в информационном и образовательном пространствах. В то же время ядро модели позволяет устоять «фундаменту» УМК при обновлении его оболочек.

Модель УМК на схеме 1 отражает его трехкомпонентный состав: нормативный, учебный и методический компоненты, и его трехуровневую структуру: инвариантное ядро и вариативные оболочки (схема 1).

На основе анализа научных идей ряда ведущих ученых (Е.С. Полат, В.А. Ясвин и др.) мы пришли к выводу, что понятие «информационно-образовательная среда» можно толковать как часть информационного и образовательного пространства, созданную на общей методологической основе, с использованием информационно-коммуникационных технологий в целях содействия становлению личности школьника в условиях современного мира.

развития образования (ХК ИРО)

краевого Института

доцент Хабаровского

кандидат педагогических наук,

Изменившиеся в начале ХХI века образовательные запросы общества стимулировали дальнейшую трансформацию учебно-методического комплекса (далее УМК), превратив его в компонент открытой информационно-образовательной среды (далее ИОС). Понятие «информационно-образовательная среда» относительно новое для российской педагогики, поэтому оно не получило однозначного толкования и характеризуется как открытая система, многокомпонентный комплекс, единое информационно-образовательное пространство, система образовательных ресурсов или педагогическая система.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Интернет-издания для учителя издательства «ПРОСВЕЩЕНИЕ» по другим предметным областям:

Интернет-издания для учителя издательства «ПРОСВЕЩЕНИЕ» по другим предметным областям:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ -ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. Интернет-издание для учителя

Комментариев нет:

Отправить комментарий