суббота, 9 февраля 2013 г.

скамоцци идеальный город

Столь же ощутительные различия наблюдались и в архитектуре общественных зданий, а также и в приемах планировки и застройки городов. Несмотря на отрицательное отношение к средневековому городу и желание приблизиться к планировке античного города, мастера эпохи Возрождения не могли полностью отказаться от первого и целиком воспринять второе. Созданная в средние века радиально-кольцевая планировочная система была не только признана в эпоху Возрождения, но и получила в XVI в. геометрически правильную интерпретацию. В равной мере не могли бесследно исчезнуть архитектурные формы средневековых площадей. Лишь при самом поверхностном рассмотрении площадь Ренессанса кажется идентичной древнему форуму. По сравнению с ним городская площадь XV и XVI вв. получила более тесную связь с сетью городских магистралей; в ансамбле площади этого времени сильнее проявляли себя архитектурные вертикали, и, наконец, вместо колоннад, столь характерных для римского форума, площадь Возрождения окружили аркады.

Так, аристократический древнеримский дом атрийного типа в XV столетии уже не возродился. Его место во Флоренции и Риме заняли палаццо, дышавшие суровостью романского крепостного стиля. В венецианских жилых домах и дворцах детали и пропорции стиля Возрождения сочетались с конструктивной готической основой. И даже палладиевские виллы, наиболее приближавшиеся к античным прообразам, отличались от них иной композиционной трактовкой.

Широко применяя античные ордера, мастера эпохи Возрождения исходили из нового назначения сооружений и новых конструкций, в силу чего архитектурные формы получали у них иное композиционное и стилистическое выражение.

Начиная с Брунеллеско и Донателло и кончая Микеланджело, Палладио и Виньолой, все мастера и раннего и позднего Возрождения ревностно изучали античность. Трактат Витрувия стал у них главнейшим источником познания древней строительной техники и архитектурной эстетики. Однако изучение античных памятников не привело к восстановлению в архитектуре древнеримских архитектурных форм.

Энгельс в "Диалектике природы" характеризует художественную культуру итальянского Возрождения следующими словами: "В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир - греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть" (Энгельс Ф. Диалектика природы. - В кн. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 345, 346).

Среди перечисленных социальных групп ведущее место заняло бюргерство, т. е. верхушка торгово-ремесленного населения, сосредоточившая в своих руках экономические ценности. Поскольку самый характер капитала был в значительной степени паразитическим, постольку в среде бюргерства преобладающее влияние получили торговцы и ростовщики, к числу которых принадлежали такие крупные банкирские дома, как дом Медичи во Флоренции. Эта относительно малочисленная социальная прослойка захватила в свои руки государственную власть и строительство, определяя в то же время самый характер общественной идеологии. Ее идеология, выкованная во флорентийских классовых боях XIII и XIV вв. (сначала между бюргерством и феодальным дворянством, потом между крупной буржуазией и мелкими ремесленниками и рабочими мануфактур) была своим острием направлена против средневекового, церковного мировоззрения, сковывавшего человеческую мысль, и отражала новое представление эпохи о человеке и окружающем его мире. В поисках обоснования требований человеческой личности люди Возрождения обращаются к жизнерадостной и свободомыслящей античной культуре. Создается мощное литературно-философское течение, известное под именем гуманизма. Изобразительные искусства и архитектура тоже обратились к античности как к источнику обновления и обогащения своих творческих средств. Однако это произошло несколько позже - в начале XV в. В это время готика как художественный язык ушедшей эпохи была решительно отвергнута, а так как в Италии повсюду можно было видеть руины памятников римской античности, то было естественным обращение к этой античности, поскольку она составляла резкий контраст с искусством средних веков и несла в себе отблески жизнерадостного реализма классической Греции.

К этому необходимо добавить наемные войска, стоявшие в казармах и фортах, студенчество университетов, обслуживающий персонал торговых гаваней и рынков (грузчики и матросы), строительных рабочих, рабочих мануфактур и мелких ремесленников, которые и составляли то неимущее и фактически бесправное население, которое называлось тогда "тощим народом" (popolo minuto) в противоположность обеспеченным слоям - "жирному народу" (popolo grasso).

Население итальянских городов состояло из разнообразных социальных и профессиональных групп. В города переселилось феодальное дворянство, отчасти принужденное победившим бюргерством, отчасти привлеченное преимуществами городской жизни; рядом с феодалами значительный удельный вес имело в городе духовенство и еще больший - купцы.

В экономике приморских городов Италии посредническая торговля играла главную роль. Флоренция выдвинулась на мировую арену истории как город менял и суконщиков. В 70-х годах XIV в. здесь было уже несколько тысяч рабочих-шерстяников. В Милане, помимо выделки панцырей с золотой насечкой, которыми этот город славился по всей Европе, процветало производство бархата и шелковых тканей, и в конце XIV в. здесь было занято в шелковой промышленности 15 тыс. рабочих. И даже торговая по преимуществу республика Венеция имела свои производственные специальности - изделия из стекла, выделку кружев, парчи, тиснение кожи и т. д.

Именно эти походы ознакомили итальянцев с богатыми странами Востока, установили регулярный обмен и, что особенно существенно, положили основу первоначальному капиталистическому накоплению. Говоря, что "...первые зачатки капиталистического производства спорадически встречаются в отдельных городах по Средиземному морю уже в XIV и XV столетиях" (Маркс К. Капитал, т. I. - В кн. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 23, с. 728), Маркс имел в виду Венецию, Флоренцию, Геную и Милан, так же как и их предшественников в накоплении капиталов - Амальфи и Пизу.

Причина столь значительного роста североитальянских городов заключалась в развитии ремесленного производства и еще больше в посреднической торговле, толчком к развитию которой явились грабительские походы крестоносцев.

С ростом городов неуклонно возрастало их политическое значение. В результате войн и экономической конкуренции крупнейшие торговые города Италии постепенно превратились в самостоятельные государства. Так, Флоренция подчинила себе всю Тосканскую область с городами Сиеной и Пизой. Генуя овладела многочисленными городами в Лигурии, на островах Средиземного моря и на Черноморском побережье, а крупнейшая торговая республика Венеция включила в свою политическую орбиту не только восточную Ломбардию с Вероной, Виченцей и Падуей, но и отдаленные земли в Далмации и Малой Азии.

Исторические судьбы русских и западноевропейских средневековых городов были совершенно различными. Если время татарского ига явилось для русских городов периодом длительного строительного застоя, то в Западной Европе, защищенной Русыо от восточных кочевников, развитие городов продолжалось нараставшими темпами. Особенно быстро росли города северной и средней Италии, лежавшие на торговых путях, соединявших богатые рынки Европы со странами Переднего Востока. Крупнейшими из них являлись Венеция, Флоренция, Генуя и Милан. В XV в. население Флоренции уже составляло 80 тыс. жителей; в Венеции (по неточным и, вероятно, преуменьшенным подсчетам того времени) обитало 190 тыс. жителей, а население Милана исчислялось в 300 тыс. человек. Таким образом, Милан и Венеция занимали второе и третье места среди европейских столиц и уступали в численности населения только Парижу.

Общая характеристика градостроительства в Италии XV-XVI веков

4. Градостроительство в Италии периода разложения феодализма и возникновения раннебуржуазного общества

Карта сайта  

Библиотека  

  Новости  

Цифровые библиотеки и аудиокниги на дисках почтой от INNOBI.RU

4. Градостроительство в Италии периода разложения феодализма и возникновения раннебуржуазного общества [1979 Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. - История градостроительного искусства. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. Том первый]

Комментариев нет:

Отправить комментарий