четверг, 7 февраля 2013 г.

херсонский морской колледж парусная практика

Кроме того, как совершенно верно написала наша читательница, барк снимался в кино. Помимо «Максимки», он «сыграл» в «Алых парусах» (правда, не в роли корабля, прибывшего однажды за Ассолью, а парусника, на котором Грей стал «морским волком»). Затем «Товарища» запечатлели в фильмах «Остров сокровищ», «Капитан Немо» и «Мятежный «Орион». На излете советской эпохи он еще успел принять участие в картине «Узник замка Иф», поставленной по роману Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Но вскоре паруснику стало не до кино.

Интересно, что в 1976 г. советскому паруснику противостояли его «младшие братья» американский барк «Игл» (бывший «Хорст Вессель», построенный в 1936-м и полученный США по репарациям), румынский «Мирча» (его построили в 1939 г. по заказу Бухареста) и западногерманский «Горх Фок II», спущенный на воду в 1958 г. Но несмотря на молодость «родственников», победа в тех состязаниях осталась за «Товарищем».

Более 500 000 миль прошел «Товарищ», побывал в портах 86 стран, а также сделал неплохую спортивную карьеру: в 1972-м он победил в океанских гонках в честь 175-летия спуска на воду американского фрегата «Констелейшн» и получил «Золотой кубок Атлантики», а через четыре года выиграл престижную регату «Парус-76».

Достопримечательностью этого города «Товарищ» был больше 40 лет. Правда, у «стенки» он не стоял, а вел весьма активный образ жизни. За эти десятилетия на барке прошли практику более 15 000 курсантов херсонской мореходки.

Непродолжительное время барк провел на Балтике. Затем был приписан к Херсонскому мореходному училищу им. Лейтенанта Шмидта в качестве учебного судна. Летом 1951 г. корабль отправился в поход вокруг Европы и через несколько месяцев прибыл в Херсон.

После испытаний «Горх Фок» был зачислен в состав германских ВМС и использовался в качестве учебного судна. Перед Второй мировой ежегодно он совершал несколько плаваний в Северном и Балтийском морях, а также несколько раз пересек Атлантический океан. С началом войны дальние походы «Горх Фока» прекратились, а после нападения Германии на СССР пришел конец и балтийским переходам. Весной 1945 г. команда затопила свой парусник у острова Рюген. Но после войны он был передан по репарациям Советскому Союзу, поднят со дна, отремонтирован и под именем «Товарищ» начал новую жизнь.

«Горх Фок» послужил образцом для целой серии немецких парусников, которые были спущены на воду на протяжении 1936 1958 гг. А в период с 1967-го по 1982 г. несколько парусных судов, повторяющих конструкцию немецкого барка, были построены для военно-морских сил Колумбии, Эквадора, Венесуэлы и Мексики.

Год рождения «Товарища» 1933-й. Именно тогда с гамбургской верфи судостроительной фирмы «Блом и Фосс» был спущен барк «Горх Фок». Свое имя корабль получил в честь Иоганна Киннау, немецкого писателя-мариниста начала XX ст. (на русский его не переводили), произведения которого издавались под псевдонимами Горх Фок, Якоб Хольст и Джорджио Фокко. Накануне Первой мировой войны Киннау был весьма популярен в Германии. В 1916 г. писатель, служивший матросом на крейсере «Висбаден», погиб в Ютландском сражении, а спустя полтора десятилетия в память о маринисте его литературным псевдонимом назвали парусник.

Мы вполне разделяем чувства Светланы Островерховой, а также хотим дополнить ее письмо.

Пусть история с этим кораблем будет для нас горьким уроком и предостережет от других потерь, от которых потом нам придется горько жалеть...»

Несколько месяцев назад я видела по телевизору, как в Ванкувер, столицу зимней Олимпиады-2010, прибыл «Крузенштерн». Этим парусником оставалось только любоваться какой красавец, глаз не отвести! Но глядя на него, вспомнила о «Товарище», и стало очень грустно. Воистину, что имеем не храним...

Но в 90-х барк отправили в Англию. Несколько лет он провел на Британских островах, но наша страна не смогла заплатить за ремонт и легко отказалась от «Товарища».

Когда барк возвращался в Херсон, на набережной было не протолкнуться, потому что многие жители города приходили полюбоваться на это творение рук человеческих. А еще были дни, когда «Товарищ» открывали для свободного посещения. И все с нетерпением ждали этого радостного момента.

Барк «Товарищ» был учебным судном херсонской мореходки. Он плавал на Балтике, ходил в Южную Америку, Японию и другие страны, а также снимался в фильме «Максимка» и других кинокартинах. Курсанты и команда обожали свой «морской дом» и считали за честь служить на «Товарище».

«Очень хочу рассказать о «Товарище». Это было единственное на Украине парусное судно. В послевоенном Советском Союзе их оставалось совсем мало кроме «Товарища», помню еще «Крузенштерн» и «Седов» (после развала СССР они стали собственностью России).

Для начала письмо, которое прислала Светлана Александровна.

_____________________________1 Барк большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой, несущей косые паруса.

«Наш легендарный парусник» так о барке[1] «Товарищ» отзываются бывшие курсанты Херсонского мореходного училища им. Лейтенанта Шмидта (ныне Херсонский морской колледж). О судьбе этого корабля нам напомнила читательница из Новой Каховки Светлана Островерхова.

«Товарищ» не вернется никогда

«Товарищ» не вернется никогда > История > Еженедельник 2000

Комментариев нет:

Отправить комментарий