среда, 6 февраля 2013 г.

речь об умершем друге на поминках

К сожалению, из этой пятерки на сегодня в живых остались только мой сын и я. Первым, через 5 лет после этой фотографии ушел из жизни Боря, а еще через 10 лет - Саша и Галя. Об этом странно писать; просто существовал наш мир хороших знакомых, друзей, причем друзей с юности: все мы познакомились в 1959 году в стенах Музыкального училища при Московской консерватории, которое мы закончили в 1963 году. И вот этого мира событий, надежд, оценок окружающей действительности, взаимных поздравлений и воспоминаний подробностей тех, юношеских дней, больше нет. Конечно, появились другие люди, по-своему тоже очень неплохие, но с ними невозможно поговорить о ТОМ периоде с 17 лет до 21 года, когда закладываются основы жизненного пути каждого человека, вспоминать подробности ТОГО времени и ТОЙ жизни во всём - в моде, в социальной жизни (например, в работе комсомольской организации), в особенностях быта. Друзья юности - это остановленное на десятилетия время, это сохранение имён, поступков, событий, которые неизвестны никому другому. И вот ничего этого уже нет. Можно понять американцев, которые полагают, что смерть одного - это большое свинство по отношению к другим. Уходящий уносит с собой частичку эпохи.

На фото 1988 года за моей спиной располагаются: Саша Шаталов, моя жена Галина, мой сын Георгий и мой друг Борис Яхонтов. Фотография сделана в гостиной моей квартиры в Москве. Все тут полны энергии и жизненных сил. И немудрено - нам по 46 лет, а это - период физического и умственного возмужания. Мы всегда с оптимизмом смотрели вперёд. Мы тут все неплохо устроены: Боря Яхонтов - доцент МВТУ им. Н.Э. Баумана, кандидат философских наук, руководитель музыкального коллектива в клубе того же вуза, а также преподаватель теории музыки и сольфеджио в одной из школ Твери (это - его хобби), Саша - кандидат философских наук, доцент Института общественных наук при ЦК КПСС (с солидным окладом и большими возможностями), я - доцент кафедры философии и политэкономии ВАСХНИЛ, которая обучала только аспирантов НИИ сельскохозяйственного профиля. Несколько месяцев назад я защитил докторскую диссертацию, но она еще не утверждена в Высшей аттестационной комиссии. Все мы за четверть века после знакомства в училище состоялись как преподаватели вузов.

Эту фотографию мне подарил на поминках его брат Юлий. На ней он полноват, лысоват, хотя и с очень молодой улыбкой - в свои 60. Таким я его не помню. В последние пять лет его жизни мы с ним очень редко встречались, хотя часто перезванивались. Он был занят. Занятость вообще была частью его кипучей натуры, причем еще с молодости, о которой я хотел бы рассказать особо. Он был из тех, кто не бежал от работы, а искал всё новые сферы приложения своих сил, то есть он был подлинным трудоголиком. При этом толковым, обходительным и, что самое ценное, ненавязчивым. Такое сочетание качеств в наши дни - большая редкость. Именно поэтому он всегда был желанным гостем в нашем доме, и именно поэтому я его каждый раз приглашал на праздники, однако он, в силу своей занятости, приезжал на них редко.

Рис. 1. Александр Львович Шаталов. Фотография 2002 года

Я обычно не пишу очерки о своих друзьях и знакомых, поскольку цель моего сайта - пропаганда общественно значимых идей. Однако в данном случае я хочу почтить память человека, которым может гордиться наша страна. Он был общественной личностью в прямом смысле этого слова. Более того, он был личностью. И он был моим другом. Речь идёт об умершем пять лет назад, в декабре 2003 года Александре Львовиче Шаталове.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 Памяти другаВ.А. Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

» Памяти друга В.А.Чудинов

Комментариев нет:

Отправить комментарий